Словарь

 

ПАГИНАЦИЯ (от лат. pagina — страница) порядковая нумерация страниц издания. Также называется общее количество страниц в произведении печати, включая отдельные листы, карты, приложения и т. п. См. также. КОЛОНЦИФРА, РЕКТО.

ПАЛЕОГРАФИЯ (от греч. παλαιóς — древний и важный и grapho — пишу) — наука, изучающая историю письма по древним рукописным памятникам, начертанным на папирусе, пергаменте, бумаге, т. е. на таком материале, на котором буквы не вырезываются, а написываются. Термин палеография введён в 1708 году французским монахом Бернаром де Монфоконом. См. также РИМСКИЙ КУРСИВ.

ПАЛИТРА / ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА / ЦВЕТОВАЯ ГАММА (от фр. palette — пластинка) в изобразительном искусстве — небольшая легкая доска, на которой художник смешивает краски, часто с отверстием для большого пальца. Также палитра — подбор цветов, типичных для некоторого произведения живописи или творений определенного художника (цветовая гамма картины). В компьютерной графике палитра — ограниченный набор цветов, который позволяет отобразить графическая система компьютера. См. также ИНДЕКСИРОВАННЫЙ ЦВЕТ, БИНАРНЫЙ ЦВЕТ.

ПАЛИТРА RAL /КАТАЛОГ ЦВЕТОВ RAL / ТАБЛИЦА ЦВЕТОВ RAL / РАСКЛАДКА RAL / ШКАЛА RAL  — немецкий стандарт цвета, разработанный в 1927 году Институтом Качества и Сертификации (Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung — RAL). Компания RAL постоянно разрабатывает и добавляет новые образцы цветов, в соответствии с потребностями растущего рынка. На сегодняшний день таблица цветов RAL — самая старейшая и популярная система цвета в мире. 

Существует три таблицы цветов RAL:

  • Классическая таблица RAL CLASSIC, самая популярна коллекция с 1927 года (213 цветов)
  • Эффектная таблица RAL EFFECT с 2007 года (490 цветов)
  • Дизайнерская таблица RAL DESIGN с 1993 года (1625 цветов)

RAL DIGITAL —  с 1995 года цифровая версия раскладок RAL, в которое загружены все образцы цветов RAL. 

RAL Colour Set

См. также  АТЛАС ЦВЕТОВ.

ПАЛЬМЕТТА (фр. palmette — букв. пальмочка) — растительный орнамент в виде стилизованного симметричного веерообразного листа пальмы. Низ пальметты обыкновенно составляют два завитка — волюты. Плоский ленточный орнамент в виде цветов лотоса и пальметт называется антемион. См. также ОРНАМЕНТ, АНТЕМИОН, ВОЛЮТА

Пальметта и антемион

ПАНТОН / ВЕЕР ПАНТОН / Pantone — стандартизованна система цветового охвата PMS (Pantone Matching System), разработанная фирмой Pantone Inc.  Выпускается в виде атласов вееров с пронумерованными эталонными образцами для разных красок, бумаги и типов печати. См. также ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ, АТЛАС ЦВЕТОВ
 
ПАПШЕР — одноножевой ручной резак сабельного типа. См. также ГИЛЬОТИНА. 

папшер

ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА основные цвета, которые не создаются путем смешивания. Существуют два вида первичных цветов: аддитивный (природный RGB) и субтрактивный (первичные цвета пигментов CMYK). Если в цветовой модели RGB смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если в цветовой модели CMYK смешать первичные мадженту, циан и желтый  (цвета пигментов) — то получим черный цвет.

ПЕРЕПЛЕТ — элемент скрепления, защиты и внешнего оформления издания. Может быть твердым и мягким.
Основные виды переплетов:

  • цельнокроенные,
  • цельнокрытые,
  • сложные,
  • составные.

См. также КАПТАЛ, КОРЕШОК, ФОРЗАЦ

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ПЕРСОНОЛИЗАЦИЯ присвоение уникального имени, номера, кода или даты печатному изделию. Другое значение — придание живым или неживым объектам человеческих форм или человеческих атрибутов. См. также НУМЕРАЦИЯ

ПЕРСПЕКТИВА (от фр. perspective, лат. perspicio — ясно вижу, perspicere — смотреть сквозь) система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости в соответствии с визуальным восприятием человека.  
Основные виды перспектив:

  • тональная,
  • прямая линейная,
  • обратная линейная,
  • сферическая перспектива,
  • воздушная перспектива,
  • панорамная перспектива,
  • перцептивная перспектива,
  • аксонометрия.

ПЕРФОРАЦИЯ / ПЕРФОРИРОВАНИЕ (от англ. perforation, лат. perforo — пробиваю) послепечатный отделочный полиграфический процесс — пробивка однотипных отверстий правильной формы или просечка штрихов по линии отрыва. См. также ПРОСЕЧКА, ПОСЛЕПЕЧАТНАЯ ОБРАБОТКА

Переплет на пружину, перфорация под металлическую пружину, брошюровка на пружину

ПЕЧАТЬ – процесс нанесения изображения оригинала на оттиске путем нанесения красочного слоя или слоев разных красок на запечатываемый материал средствами полиграфии.
Основные виды/названия печати:

  • Ризография
  • Печать неполноцветная
  • Печать цифровая
  • Печать офсетная
  • Печать полноцветная
  • Печать струйная
  • Печать тампонная
  • Печать трафаретная (шелкография)
  • Печать термографическая (терморподъем)
  • Печать сублимационная (термопечать)
  • Печать флексографическая

См. также ПЕЧАТНАЯ МАШИНА, ПОСЛЕПЕЧАТНАЯ ОБРАБОТКА, ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ, ОФСЕТНАЯ ПЕЧАТЬ, СТРУЙНАЯ ПЕЧАТЬ, ТАМПОННАЯ ПЕЧАТЬ, ШЕЛКОГРАФИЯ, СУБЛИМАЦИОННАЯ ПЕЧАТЬ, ФЛЕКСОГРАФИЯ, РИЗОГРАФИЯ, ПОЛНОЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ. 

ПЕЧАТНАЯ МАШИНА — полиграфическое оборудование, предназначенное для нанесения изображений на различные материалы. Различают по принципу построения печатного аппарата: плоскопечатные, ротационные и тигельные. По способу нанесения печати: офсетные, флексографские, трафаретные, машины высокой и глубокой печати и др. По способу подачи запечатываемого материала печатные машины делятся на листовые и рулонные. Самые производительные печатные машины — рулонные ротационные. Первая плоскопечатная машина c печатным цилиндом создана немецким изобретателем Фридрихом Кенигом в 1811-12гг, который усовершенствовал ручной печатный станок Гутенберга, применяемый с середины 1440-х годов. В первый раз газета «Times» была отпечатана на двух таких машинах, дававщих 1500 оттисков в час, 29 ноября 1814 года. См. таже ПЕЧАТЬ.

ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТ / ФИЗИЧЕСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТ — единица измерения объёма издания, равная площади одной стороны бумажного листа стандартного формата. Одна страница печатного издания, обычно, составляет 1/8 или 1/16 площади печатного листа. См. также УСЛОВНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТ, ЕМКОСТЬ ПЕЧАТНОГО ЛИСТА, АВТОРСКИЙ ЛИСТ, УЧЕТНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ. 

ПЕЧАТЬ НА МЕТАЛЛЕ — выполняют различными способами:

  • УФ-печать;
  • шелкография (трафаретная печать);
  • сольвентная печать с предварительной обработкой металла;
  • сублимационная печать на специально подготовленные пластины из анодированного алюминия;
  • нанесение рганической краски на анодированный алюминий, покрытый светочувствительной полимерной пленкой (фоторезистор);
  • технологии серебрянной черно-белой фотографии на анодированных алюминиевых пластинах.

Также нанести на металл изображение можно гравированием — механическим, лазерным или химическим способом. См. ГРАВИРОВАНИЕ.

ПИККОЛО  (от итал. piccolo, picciolo — маленький) послепечатная обработка тиража — маленькие металлические кольца диаметром 3-5 мм, применяющиеся для усиления прочности отверстий изделия. См. также ЛЮВЕРС.

Установка люверсов, установка пикколо

ПИКСЕЛЬНАЯ ГРАФИКА / ПИКСЕЛ-АРТ (отангл. pixel art) вид цифровой живописи, попиксельно нарисованной  на компьютере в растровом графическом редакторе. Отличается от обычной растровой графики отсутствием полутонов, рефлексов и имеет более четкие очертания. См. также ПИКСЕЛ, РАСТРОВАЯ ГРАФИКА, ПОЛУТОН, РЕФЛЕКС.

Пиксельная графика, пиксель арт

ПИКСЕЛ / ПИКСЕЛЬ / ПЭЛ  / ЭЛИЗ (pixel, pel — сокращение от picture element или picture сell — элемент изображения) — это мельчайший составной элемент двухмерного цифрового изображения в растровой графике. См. РАСТРОВАЯ ГРАФИКА, ПИКСЕЛЬНАЯ ГРАФИКА

ПИКТОГРАММА (от лат. pictus — рисовать и греч. gramma — буква, простая линия) — миниатюрное схематическое изображение различных предметов и явлений, информационный значек.

ПИЛЛАР — отдельностоящая наружная рекламная конструкция, представляющей собой тумбу круглой формы или с двумя либо тремя рекламными изображениями размера 1,4м на 3м с внутренней подсветкой. См. также  БИГБОРД, БРЕНДМАУЕР, БЭКЛАЙТ, ВИДЕОПАНЕЛЬ, LED-ЭКРАН, ПИЛОН, ПРИЗМАТРОН, СИТИЛАЙТ, СКРОЛЛЕР, ТРОЛЛ, ЮНИПОЛ

ПИЛОН (от фр. pylone, от греч. πυλών — ворота, вход) — отдельно стоящая конструкция наружной рекламы, предназначенная для выделения товара или столб, который поддерживает эту конструкцию. См также ЛАЙТБОКС

Наружная реклама, конструкция пилон

ПИЛОТНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР — первый пробный экземпляр любого печатного издания, сделанный для контроля качества всего тиража, в макет которого возможно внесение правок. Пилотный экземпляр невозможен при офсетной печати т.к. это приведет к переделке офсетных форм. При офсетной печати собирают только контрольный сигнальный зкземпляр, после печати всего тиража. См. СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР

ПИН-АП / ПИНАП (от англ. to pin up — прикалывать,  плакат, прикалываемый на стену) — изображение красивой, обычно полуобнажённой девушки в особом ретро-стиле.

Пин-ап

ПЛАГИАТ публикация полностью или частично чужого произведения под своим именем

ПЛАКАТ / ПОСТЕР (нем. plakat, фр. placard – объявление, афиша, от англ. poster — плакат) – красочное декоративное или рекламное издание большого формата. См. также АФИША, ПИН-АП

ПЛАШКА — полностью запечатанная область на печатном листе.

ПЛАШЕЧНЫЙ ЦВЕТ / Spot Color —  цвет, отдельно выведенный на печать с помощью специальных смесевых красок. Плашечные цвета используются вместо или дополнительно к краскам триадного цвета CMYK. Каждый плашечный цвет печатается отдельной формой, которая называется плашкой. При печати всегда выглядит более ярким, чистым и натуральным, чем такой же цвет в цифрах CMYK и полученный полноцветной печатью. Плашечные цвета позволяют печатать специальные цвета, которые нельзя получить смешиванием обычных красок CMYK — золото, серебро, флуоресцентные краски и т.д. Глянцевое покрытие также считается плашечым цветом и для него требуется отдельная печатная форма. Плашечный цвет всегда можно превратить в триадный. См. СМЕСЕВЫЕ КРАСКИ, ТРИАДНЫЙ ЦВЕТ, ПАНТОН.

ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ — способ печати, в которой печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости.

Виды плоской печати:

  • Литография
  • Фототипия 
  • Офсетная печать

См. также  ПЕЧАТЬ, ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ, ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ.

ПЛОТНОСТЬ БУМАГИ вес в граммах бумажного листа на единицу площади. Чем больше плотность бумаги, тем больше ее жесткость, больше прочность и износостойкость. Не следует путать плотность бумаги с ее толщиной — листы бумаги от разных производителей с одинаковой плотностью, могут различаться толщиной, т. к.  имеют различную структуру.

ПЛОТТЕР / ГРАФОПОСТРОИТЕЛЬ / Plotter (от греч. γράφω — пишу, рисую) широкоформатный принтер, способный печатать до 5 м в ширину и 10 м в длину и тиражом от 1 экземпляра.
Основные виды плоттеров:

  • Струйный плоттер
  • Планшетный плоттер 
  • Электростатические плоттеры
  • Режущий плотттер

Типы графопостроителей:

  • Рулонные и планшетные;
  • Перьевые, струйные и электростатические;
  • Векторные и растровые.

См. также КАТТЕР 

ПЛОТТЕРНАЯ РЕЗКА процесс прорезки на режущем плоттере до подложки или резки насквозь материала по векторному контуру изображения на различных материалах, чаще всего самоклеющейся пленки. Основное применение изготовление табличек, трафаретов, оформление витрин/окон, изготовление стикеров фигурной формы, упаковки и др. Правильнее называть не плоттерной резкой, а каттерной (от англ. cutter — резчик, скульптор, гравер). 

фигурная резка пленки
ПОДБОР / ЛИСТОПОДБОР  процесс сортировки тиража в определенной последовательности.

ПОЛИГРАФИЯ (от греч. πολὺ- — «много» и γραφειν — «писать») область производства, которая занимается набором, изготовлением форм,  печатью в большом количестве идентичных экземпляров одного оригинала и послепечатной обработкой.

ПОЛИПТИХ несколько картин, связанных общим замыслом, единством цветового или композиционного решения. Многостворчатый живописный или рельефный складень.

Полиптих

ПОЛИХРОМИЯ - многоцветность. 

ПОЛНОЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ / ПОЛНОЦВЕТ —  печать изображений триадными красками Cyan, Magenta, Yellow, Black.

ПОЛОСА ПЕЧАТНАЯ / ПОЛОСА ИЗДАНИЯ — скомплектованная страница в наборе или оттиск, включающая заголовки, клише, колонцифры, формулы и др. Полоса может быть пустой и часто под полосой понимают страницу издания. См. также СТРАНИЦА

ПОЛУТЕНЬ элемент светотени — мало освещенное пространство между областями глубокой тени и полным светом. См. также СВЕТОТЕНЬ, РЕФЛЕКС, БЛИК.

ПОЛУТОН —  переходный тон между двумя соседними слабо контрастными тонами в освещенной части предмета, средство выразительности художественного образа. См. также ТОН

ПОЛЯ — незапечатанные области  окружающие полосу набора. Различают внутренее корешковое поле, верхнее, нижнее и наружное. См. также КНИГА, ПОЛОСА

ПОП-АРТ (от англ. pop art, сокращение от popular art — популярное искусство, рор — отрывистый удар, хлопок, подразумевающее шок) — направление в искусстве, возникшее в конце 50-х прошлого века, как оппозиция беспредметному абстракционизму, утверждающее, что каждый предмет является произведением искусства. Основателем поп-арта считается Энди Уорхолл.

поп-арт

ПОРТРЕТ фотография или детальный рисунок реального человека или животного. Чаще всего на портретах изображено только лицо. Если портрет нарисован в нереалистическом стиле, внешнее сходство с оригиналом не обязательно, но характерные черты человека непременно должны быть переданы. 

ПОРТФОЛИО (от англ. portfolio —  портфель, папка с образцами работ, папка для важных документов)  подборка образцов работ, фотографий, документов, дающих возможность, даже не общаясь, сформировать представление о возможном уровне предлагаемых услуг.

ПОСЛЕПЕЧАТНАЯ ОБРАБОТКА / ПОСТПЕЧАТНАЯ ОБРАБОТКА — окончательная обработка тиража после офсетной или цифровой печати.
Основные виды постпечатной обработки:

  • ламинирование,
  • брошюровка на пластиковую пружину,
  • брошюровка на металлическую пружину,
  • фальцовка,
  • биговка,
  • перфорация,
  • вырубка,
  • тиснение,
  • конгрев,
  • термоподъём и др.

ПОС-материалы / POS-материалы / P.O.S.  материалы (от англ. POS —  Point Of Sale — место продажи) —  рекламные материалы, располагаемые в местах продаж товара, способствующие продвижению бренда или товара на месте продажи.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (от фр. postmodernisme — после модернизма) общее понятие течения в архитектуре и искусстве, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века, в котором свободно смешиваются различные стили прошлых эпох, сопоставленные необычным способом .

ПОЧТОВАЯ МАРКА небольшой листок бумаги, чаще всего прямоугольной формы с клеем на обороте и зубцовкой. Марки обладают определенной номинальной стоимостью, выпускаются почтовыми ведомствами, предназначены для оплаты почтового сбора за отправку открыток, писем и посылок. Являются предметом коллекционирования. См. также ЗУБЦОВКА, ОТКРЫТКА, МАРКА.

ПРИЗМАТРОН / ПРИЗМАБОРД / ПРИЗМАВИЖН (от англ. prismavision) — рекламный щит, плоскость которого состоит из наборных трёхгранных сегментов. 

ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН – вид прикладной художественной графики, которая  обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции  и сферу управления производством. Является составной частью торгово-промышленной рекламы.

ПРОПОРЦИЯ (от лат. proportio — соотношение, соразмерность) соотношение частей целого между собой, равенство двух отношений. См. также ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.

ПРОСПЕКТ — имиджевое печатное рекламно-информационное издание со скрепленными листами, большего объема чем брошюра или буклет. Основное наполнение проспекта обычно иллюстрации. См. также БУКЛЕТ, БРОШЮРА.

ПРОСЕЧКА  / Rouletting послепечатный процесс, неполное прорезание материала, аналогичное перфорации, но без удаления частиц материала. См. также ПЕРФОРАЦИЯ, НАДСЕЧКА, ЗУБЦОВКА.

Просечка между марок

ПРЯМАЯ ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ — зеркальное изображение на печатной форме передается на запечатываемый материал сразу с печатной формы без применения дополнительного передаточного звена — резинотканевого полотна, как в офсетной печати.

Виды прямой плоской печати:

  • фототипия,
  • литография,
  • ди-лито,
  • типоофсет.

К плоской печати можно отнести также электрографические и магнитографические способы печати. При такой печати используются тонеры — печатные краски в виде порошка. К способу электрофотографии относится ксерография. См. также ПЕЧАТЬ, ПЕЧАТНАЯ МАШИНА.

ПУАНСОН (от франц. poinçon) выпуклый штамп с рельефным изображением буквы. См. также ШТАМП.

ПУНКТ / ТИПОГРАФСКИЙ ПУНКТ/Point (от нем. Punkt, лат. punctum — точка) — наименьшая единица типометрической системы, единица измерения кегля шрифта. Введённый компанией Adobe 1 пункт = 1⁄72 дюйма = 25,4⁄72 мм = 0,3528 мм = 352,777 773 956 019 микрон = 0,935 пункта Дидо (другая типометрическая система). См. таже КЕГЛЬ.